Простыми словами о сложном налогообложении в мебельном бизнесе

Опубликовано: 03-06-2016
Это должна была быть простая статья для новичков. Почти такой она и вышла. Но тем, кто давно в бизнесе, тоже будет интересно: на подсчете «внереализационных доходов» и определении «обслуживающих объектов» прокалываются и опытные предприниматели.

Буду делать мебель на заказ. Сколько придется платить государству?

 

Государство будет брать у вас на фиксированную сумму — 1 730 000 рублей в месяц. Это единый налог в Минске. Если вы делаете кухни для людей, а не для компаний, придется платить именно его.

 

К этому вас обязывает пункт 1.4. статьи 296 Налогового кодекса РБ (особенная часть):

 

Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог при осуществлении видов деятельности, которыми являются: <...> производство мебели по заказам потребителей, включая монтаж, установку мебели собственного производства.

 

Ставки единого налога в других городах мы занесли в специальную табличку без лишней информации.

 

Где сложности и скрытые платежи? Всегда 1 730 000, без исключений?

 

Не всегда, но в нюансах разобраться просто. Начнем с приятного.

 

Вам положены льготы, если найдете себя в списке:


Регистрируете ИП впервые? Скидка 25% первые 3 месяца, поздравляем!
Вам 60 лет? Или 55, если вы девушка? Получите скидку 20% на всю жизнь! Здоровья вам!
У вас трое детей до 18 лет? Скидка 20%, пока дети не подрастут.
Еще льготы положены инвалидам и родителям инвалидов — эту информацию ищите в статье 297 Налогового кодекса.

 

На этом приятное заканчивается и начинается противное.

 

Придётся заплатить больше, если вы заработали СЛИШКОМ МНОГО:

 

Если валовая выручка больше, чем 40 ставок единого налога (для Минска — 69 200 000), от суммы превышения государство потребует 5%.

 

Валовая выручка — это все деньги, которые вы получаете от своего маленького мебельного бизнеса. Забудьте о марже, прибылях-убытках, доходах-расходах и дочках-матерях — они только запутают вас. Запомните вот что:

 

Всё бабло, которое к вам пришло и которое связано с вашим делом — валовая выручка.

 

Она складывается из доходов от реализации и «внереализационных доходов», суть которых мы поясним ниже.

 

Вот пример расчета налога при превышении порога выручки:

 

Вы большой молодец и сделали за месяц 10 кухонь в Минске. Каждая кухня стоит 10 000 000 рублей, поэтому всего вам пришло 100 миллионов. Это больше, чем порог в 40 ставок налога:

 

100 000 000 - 69 200 000 = 30 800 000.

 

Назовём эту сумму баблоразницей, нам нравится как звучит. В следующем месяце 5% этой баблоразницы придется отдать.

 

30 800 000 х 5% = 1 540 000.

 

Итого за месяц вы заплатите 1 730 000 (единый налог) + 1 540 000 (проценты с баблоразницы) = 3 270 000.

 

На астатнія грошы купіце сабе цукеркі і марожанае.

 

Ой, всё! Надеюсь, больше ничего платить не нужно?

 

Если вы наняли на работу людей, надо платить подоходный налог с их зарплат. Да-да, ипэшники теперь снова могут нанимать трех «не родственников». То скандально постановление отменили, а многие до сих пор не в курсе.

 

Через недельку здесь мы дадим ссылку на разъяснение порядка уплаты подоходного — там всё проще некуда. Поработайте пока в одиночку — богаче будете.

 

Что за «внереализационные доходы», о которых обещали рассказать? Тут где-то «ловушка для дурака»?

 

Да, тут сложный нюанс.

 

В валовую выручку включается не только доход от реализации кухонь (или что там у вас?). Туда еще зачисляются деньги, которые будто появились сами по себе:

 

Штрафы и неустойки, которые вам заплатили клиенты и партнеры.
Проценты с банковских счетов, которые вы используете для предпринимательской деятельности.
Стоимость всех товаров и услуг, которые вы получили нахаляву и используете для бизнеса.

 

Еще одна категория доходов, которые признаются внереализационными — деньги и имущество, связанные с займами и возвратом. Уберечься от ошибок на этой теме просто: не берите и не давайте в долг.

 

А если вдруг такое случилось, сразу бегите читать пункты 6.6, 6.6(1), 6.6(2) в статье 176 Налогового кодекса.


Сколько платить — понятно. Как это делать и куда?

 

Отчитываться об оплате сложнее, чем платить. Поэтому с отчетности и начнем.

 

Раз в месяц вам нужно нести налоговую декларацию в инспекцию, в которой вы стали на учет. Можно и раз в квартал, если соблюдены два условия:

 

Кроме мебели, вы не занимаетесь ничем, что требовало бы уплаты единого налога. Налог только по 1 виду деятельности
У вас только один обслуживающий объект или его нет вообще.

 

Например:

 

У вас только 1 обслуживающий объект, даже если у вас:

 

1. павильон на строительном рынке, где вы общаетесь с клиентами и проектируете кухни;

2. мастерская, где вы пилите ДСП и смотрите футбол вдали от жены.

 

Это связано с тем, что вы не присутствуете и в мастерской, и в салоне одновременно.

 

Но стоит посадить в павильон девушку-дизайнера, как обслуживающих объектов станет два — придется бегать в налоговую каждый месяц.

 

В налоговой декларации, кроме прочерков, ноликов и индексов, которые вам помогут расставить образцы заполнения и инспектор, указывается 2 самых главных числа:


1. Сумма налога за следующий месяц
2. Валовая выручка за прошлый месяц

 

Почему так сложно: прошлое, будущее?

 

Потому что единый налог надо платить заранее, на месяц вперед. Крайний срок подачи — 1 число отчетного периода. Суровый закон, но закон.

 

А точно подсчитать валовую выручку за полный месяц вы сможете, только когда месяц закончится. Не будете же вы выручку предсказывать по жабьим кишкам?

 

Вот пример:

 

Декларацию за февраль вы подаёте 28 января (заранее).

 

В ней указываете сумму налога за февраль — отчетный период.

 

А валовую выручку указываете за декабрь, потому что пока только за этот месяц ее можно точно подсчитать. Январь-то ещё не закончился.

 

А если в феврале я заработаю СЛИШКОМ МНОГО и надо доплачивать? Ведь за февраль я уже заплатил. Выходит, заплатил неправильно.

 

Придется доплатить в следующем месяце. Укажете превышение выручки в декларации за апрель, которую подадите в марте. Классная схема, да? Законодателем так и задумано, большое ему спасибо.

 

По такой же системе вам нужно будет заплатить меньше, если вы:

 

заболеете и оформите больничный лист;
поедете в отпуск и заранее сообщите об этом в налоговую;
не сможете делать мебель из-за цунами, которая обрушится на город. Или другой чрезвычайной ситуации.

 

Заполненная таким образом декларация предоставляется 1 раз в отчетный период: месяц или квартал.

 

А вот платить налог нужно ежемесячно. Если отчетный период — квартал, раз в месяц платите 1/3 суммы налога за квартал. И доплачиваете за превышение выручки тоже в следующий месяц после превышения.

 

Постскриптум:

 

Коллеги, мы намеренно не уточняли некоторые моменты, связанные с подсчетом валовой выручки и взаимодействием предпринимателя с родственниками. Об этом мы сделаем отдельный материал — оставайтесь на связи.

 

Как обычно, мы призываем вас к жесткой критике статьи: в комментариях, в письмах на адрес mebelminsk.by@tut.by и в нашей группе Вконтакте. Такими же способами можно задавать вопросы.

 

Удачи в делах!

 

Олег Ладутько, MebelMinsk.by


И мы будем присылать вам подборку самого интересного (не чаще 1 раза в неделю)


Гость
Comment
Re:
дата : 05.06.2016 в 11:37:41
с налогом понятно платишь 1 730 000 раз в месяц.
А как у клиентов деньги брать? нужен кассовый аппарат?
Олег
Comment
Re:
дата : 05.06.2016 в 13:19:57
Эдуард, да напишу я про кассовый аппарат, я ж говорил. И про все процедуры - с покупкой, регистрацией, постановкой на учет и опечатыванием книжки предложений.

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны. HTML тэги отключены.

Если не можете разобрать код, нажмите на него. Картинка будет заменена.